Праны, ветры, связаны с «ядами ума» - с тревожащими мыслями и эмоциями. Цель практики в том, чтобы преобразовать их, и правильное положение тела способствует этому процессу. Мы можем представить себе центральный канал в виде огромной печи, в которой сгорают умственные яды, едва успев зародиться. Нисходящая жизненная энергия связана с ядом зависти. Когда мы научимся направлять её в центральный канал, то сможем постепенно избавиться от своей зависти.
Когда мы кладём руки одну поверх другой, это помогает нам направить в центральный канал «энергию ветра-воды». «Энергия ветра-воды» связана с гневом. Направляя эту водную энергию в центральный канал, мы способствуем ослаблению и укрощению гнева.
Выпрямленные руки и плечи помогут нам направить в центральный канал «энергию ветра-земли». Эта энергия связана с неведением, и перенесение её в центральный канал позволяет нам его преодолеть.
Придание шее и горлу изогнутой формы помогает перенаправить «энергию ветра-огня», связанную с ядом желания или привязанности, в центральный канал, что позволит ослабить действие этого яда.
Фокусируя взгляд в одной точке и касаясь кончиком языка верхнего нёба, мы направляем в центральный канал энергию ветра. Это поможет уменьшить или преодолеть гордость, которая связана с этой энергией.
Всего лишь умение принимать правильную позу поможет преодолеть действие этих пяти ядов - что само по себе большое достижение. Если вы умеете удерживать эту позу, то должны постоянно тренироваться, чтобы совершенствовать её. Если же вы ещё не научились этому, то не стоит слишком волноваться, просто старайтесь делать всё как можно лучше.
Как я уже объяснял, во время медитации можно исследовать и выявлять, какой именно умственный яд сильнее всего влияет на нас, и таким образом идентифицировать нашу самую серьёзную проблему. Все мы подвержены действию различных умственных ядов, но у каждого они проявляются по-разному. На каждого человека различные яды могут действовать по-своему: на одних сильнее, на других слабее. Идентифицировав свою главную эмоциональную проблему, мы должны уделить особое значение тем аспектам правильной позы тела, которые связаны с ней. Это один из способов работы над той эмоциональной проблемой, которая более всего препятствует вашему развитию.
Если не усвоить семичленную позу, то при медитации можно столкнуться с рядом препятствий. Когда наше тело не выпрямлено, то прана, ум и тело не скоординированы, что порождает множество ненужных мыслей. Таким образом, сидя в неправильной позе, труднее «поймать» наш ускользающий ум.
Согласно традиционным комментариям, если мы наклоняемся вправо, когда сидим, то вначале можем испытать ощущение ясности, но постепенно оно превратится в гнев. Если наше тело наклоняется влево, мы вначале ощущаем блаженство и покой, но через некоторое время это блаженство превращается в сильное желание. Если наклоняемся вперёд - а это случается очень часто, если мы склонны к сонливости, - то вначале нам кажется, будто мы нечто познали, будто обрели опыт «не-мышления» и пустоты, но всё это в итоге оборачивается неведением. Если наше тело наклоняется назад, то вначале появляется некое ощущение пустоты, которое постепенно превращается в гордыню.
Несмотря на всё вышесказанное, не стоит слишком беспокоиться, если у вас что-то не получается. Лишние переживания порождают страх и неуверенность, и тогда вы вообще можете забросить медитацию. Цель всех моих рекомендаций - помочь усовершенствовать вашу медитацию, а вовсе не запугать вас.
Медитировать следует без надежды и без страха. Люди часто думают, что если нет надежды или ожиданий, то нет никакого смысла что-либо делать. Однако до тех пор, пока мы ожидаем чего-то, автоматически возникает страх. Если мы хотим избавиться от страха, то должны избавиться и от надежды. Что бы мы ни делали в нашей профессиональной или личной жизни, как только мы захотели или подумали, что нам что-то нужно ‚ тут же возникает страх. Если нет надежды, то нет и страха. Всю работу в действительности делает сама природа будды, поэтому не нужно ни на что надеяться. Всё происходит само собой.
Лама Еше Лосал