практика
Семичленная поза
будды Вайрочаны
Семичленная поза будды Вайрочаны

Здесь требуется соблюдение семи аспектов:

1. Если можете, скрестите ноги так, чтобы каждая ступня покоилась на противоположном бедре (поза лотоса). Если вы не можете этого сделать, то просто положите одну ступню под другим бедром (поза полу-лотоса). Если это положение для вас тоже неудобно, вы можете просто скрестить ноги («по-турецки»).
Те, для кого это не очень неудобно, могут просто сидеть на стуле, ровно поставив ступни на пол. Важно, чтобы неудобство тела не отвлекало вас от медитации.

2. Спину следует держать прямо для того, чтобы каналы (нади) также располагались прямо, и ветры, циркулирующие по ним, могли перемещаться беспрепятственно. * Здесь так же важно найти правильный баланс. Равномерно распределить вес головы на своей шее, чтобы не давить на трахею, и не слишком откидывать голову назад, чтобы не сдавливать шейный отдел позвоночника.

3. Плечи держать ровно и расслабленно, голова должна быть слегка наклонена вперед. Слишком сильный наклон головы вперед приводит к сонливости, тогда как чрезмерное отклонение головы назад действует возбуждающе.

4. Кисти рук должны быть расположены ладонями вверх на уровне пупка, причем правая ладонь располагается поверх левой, большие пальцы рук должны соприкасаться, поскольку это препятствует потере энергии в теле. *Женщины могут расположить руки в противоположном направлении. Также можно положить кисти ладонями на бедра.

5. Глаза следует держать слегка прикрытыми и расслабленными, взгляд направлен на кончик носа. При открытых глазах в вашем поле зрения будет много объектов, что станет сильным отвлекающим фактором для вас. При закрытых глазах может возникнуть опасность засыпания .

6. Рот, подбородок и язык должны быть расслаблены и находиться в естественном положении. Рот — слегка приоткрыт, кончик языка – касается верхнего неба, что обеспечивает контроль за слюноотделением.

7. Локти не должны касаться тела, поскольку это нарушает циркуляцию воздуха и приводит к сонливости. Оставить небольшой просвет между руками и туловищем. Найти баланс между своими плечами, чтобы одно плечо не было ниже другого и при этом грудная клетка была открыта, что позволяет свободно дышать.

Эту позу для медитации впервые описал Будда в тексте, посвященном Йога-тантре, который называется “Просветление Вайрочаны”.
Праны, ветры, связаны с «ядами ума» - с тревожащими мыслями и эмоциями
Праны, ветры, связаны с «ядами ума» - с тревожащими мыслями и эмоциями. Цель практики в том, чтобы преобразовать их, и правильное положение тела способствует этому процессу. Мы можем представить себе центральный канал в виде огромной печи, в которой сгорают умственные яды, едва успев зародиться. Нисходящая жизненная энергия связана с ядом зависти. Когда мы научимся направлять её в центральный канал, то сможем постепенно избавиться от своей зависти.

Когда мы кладём руки одну поверх другой, это помогает нам направить в центральный канал «энергию ветра-воды». «Энергия ветра-воды» связана с гневом. Направляя эту водную энергию в центральный канал, мы способствуем ослаблению и укрощению гнева.

Выпрямленные руки и плечи помогут нам направить в центральный канал «энергию ветра-земли». Эта энергия связана с неведением, и перенесение её в центральный канал позволяет нам его преодолеть.

Придание шее и горлу изогнутой формы помогает перенаправить «энергию ветра-огня», связанную с ядом желания или привязанности, в центральный канал, что позволит ослабить действие этого яда.

Фокусируя взгляд в одной точке и касаясь кончиком языка верхнего нёба, мы направляем в центральный канал энергию ветра. Это поможет уменьшить или преодолеть гордость, которая связана с этой энергией.

Всего лишь умение принимать правильную позу поможет преодолеть действие этих пяти ядов - что само по себе большое достижение. Если вы умеете удерживать эту позу, то должны постоянно тренироваться, чтобы совершенствовать её. Если же вы ещё не научились этому, то не стоит слишком волноваться, просто старайтесь делать всё как можно лучше.

Как я уже объяснял, во время медитации можно исследовать и выявлять, какой именно умственный яд сильнее всего влияет на нас, и таким образом идентифицировать нашу самую серьёзную проблему. Все мы подвержены действию различных умственных ядов, но у каждого они проявляются по-разному. На каждого человека различные яды могут действовать по-своему: на одних сильнее, на других слабее. Идентифицировав свою главную эмоциональную проблему, мы должны уделить особое значение тем аспектам правильной позы тела, которые связаны с ней. Это один из способов работы над той эмоциональной проблемой, которая более всего препятствует вашему развитию.

Если не усвоить семичленную позу, то при медитации можно столкнуться с рядом препятствий. Когда наше тело не выпрямлено, то прана, ум и тело не скоординированы, что порождает множество ненужных мыслей. Таким образом, сидя в неправильной позе, труднее «поймать» наш ускользающий ум.

Согласно традиционным комментариям, если мы наклоняемся вправо, когда сидим, то вначале можем испытать ощущение ясности, но постепенно оно превратится в гнев. Если наше тело наклоняется влево, мы вначале ощущаем блаженство и покой, но через некоторое время это блаженство превращается в сильное желание. Если наклоняемся вперёд - а это случается очень часто, если мы склонны к сонливости, - то вначале нам кажется, будто мы нечто познали, будто обрели опыт «не-мышления» и пустоты, но всё это в итоге оборачивается неведением. Если наше тело наклоняется назад, то вначале появляется некое ощущение пустоты, которое постепенно превращается в гордыню.

Несмотря на всё вышесказанное, не стоит слишком беспокоиться, если у вас что-то не получается. Лишние переживания порождают страх и неуверенность, и тогда вы вообще можете забросить медитацию. Цель всех моих рекомендаций - помочь усовершенствовать вашу медитацию, а вовсе не запугать вас.

Медитировать следует без надежды и без страха. Люди часто думают, что если нет надежды или ожиданий, то нет никакого смысла что-либо делать. Однако до тех пор, пока мы ожидаем чего-то, автоматически возникает страх. Если мы хотим избавиться от страха, то должны избавиться и от надежды. Что бы мы ни делали в нашей профессиональной или личной жизни, как только мы захотели или подумали, что нам что-то нужно ‚ тут же возникает страх. Если нет надежды, то нет и страха. Всю работу в действительности делает сама природа будды, поэтому не нужно ни на что надеяться. Всё происходит само собой.

Лама Еше Лосал

«Есть девятичастное очищение ветров, его ещё называют йогой девяти ветров. Действительно ли эта практика связана с тантрой? Это весьма сомнительно. Йогу девяти ветров выполняют следующим образом. Сначала мы вдыхаем через правую ноздрю, выдыхаем через левую, делаем этот цикл три раза, затем вдыхаем через левую, выдыхаем через правую, также повторяем это три раза, затем вдыхаем через обе ноздри, и затем через обе же и выдыхаем, таким образом получается девять. Эта йога предваряет основную нашу практику — практику добродетелей.
Наш ум в своей повседневной деятельности сильно подвержен клешам. Он устроен так, что не способен испытывать две противоположные эмоции одновременно относительно одного и того же объекта. Мы одновременно не можем испытывать ненависть и любовь к одному и тому же объекту. Для того, чтобы породить добродетельную мотивацию и устранить воздействие клеш, нам необходимо добиться промежуточного, нейтрального состояния, именно с этим связаны подготовительные практики. Занимаясь практиками, связанными с дыханием, мы наблюдаем за своим дыханием: «вот я выдыхаю, вот я вдыхаю»,- это один цикл. Постепенно мы можем считать эти циклы, можем доводить до какого-то количества, и в этом процессе наши возбужденные эмоции, омрачения или страсти, постепенно должны утихомириться. Мы должны добиться нейтрального состояния ума, и уже из этого состояния нам будет гораздо легче развить в себе какие-то добродетельные мотивации, добродетельные установки.
Если мы испытываем очень сильные отрицательные эмоции, то мы можем не считать количество вдохов-выдохов, а просто наблюдать за своим дыханием, вдохами и выдохами до тех пор, пока мы не добьемся успокоения отрицательных эмоций. Либо совершая практику девяти ветров, либо практику вдохов-выдохов.»

Дорджечанг Еше Лодой Ринпоче

Комментарий к практике осуществления безмятежности. Улан-Удэ, Издательство дацана «Ринпоче Багша», 2010.
!
Также можно посмотреть Ламрим Чже Цонкапы раздел -Безмятежность (шаматха) — сущность медитации