Источник:
https://studybuddhism.com:
На каком уровне мы бы ни выполняли очистительную практику Ваджрасаттвы, нам нужно начинать каждую сессию с открытого признания (bshags-pa, «раскаяния») наших предшествующих кармических действий, а также того, что они были ошибочными и что, если мы от них не очистимся, они будут приносить нам страдания и проблемы. После этого мы применяем
четыре противодействующих силы (gnyen-po’i stobs-bzhi):- искреннее сожаление
- твёрдую решимость не повторять этого действия,
- подтверждение основ нашей практики – надёжного направления и намерения бодхичитты,
- противодействующие созидательные действия, в частности практику мантры и визуализации Ваджрасаттвы.
Чтобы медитация Ваджрасаттвы на этом уровне была практикой махаяны, она должна быть основана на намерении бодхичитты и желании устранить будущее созревание отрицательных кармических сил и склонностей в виде грубых страданий для того, чтобы мы могли лучше помогать другим.
Мантру и визуализацию Ваджрасаттвы можно практиковать независимо от того, есть ли у нас тантрическое посвящение (dbang, санскр. абхишека, «ванг») в тот или иной медитативный образ будды. И в любом из двух случаев можно практиковать Ваджрасаттву, получив или не получив последующее разрешение (rje-snang, «дженанг») Ваджрасаттвы, но нам хотя бы нужна устная передача (lung, «лунг») мантры.
Если мы практикуем Ваджрасаттву, не получив тантрического посвящения или в рамках практики одного из образов будд первых трёх классов тантры, Ваджрасаттва предстаёт в
одиночной форме. Он белого цвета, с одним лицом и двумя руками. (он восседает на макушке нашей головы)
1) Если мы практикуем Ваджрасаттву
без посвящения в тот или иной образ будды, то визуализируем себя
в обычной форме. Вокруг себя мы представляем всех существ, у каждого из которых на голове восседает Ваджрасаттва, и все они тоже очищаются.
2) Если у нас
есть посвящение то во время практики мы представляем себя в виде этого будды, но нам не нужно поддерживать сильную гордость божества (lha’i nga-rgyal). В своём сердце на лунном диске мы представляем себя сидящими в обычной форме, окружёнными всеми существами, которые тоже очищаются. Гордость божества – это чувство, что мы на самом деле являемся данным медитативным образом будды.
Представляя себя в своей обычной форме, на макушке своей головы визуализируйте слог "ПАМ". Он превращается в белый цветок лотоса, и на нем из слога "А" появляется плоский диск луны. На лунном диске стоит слог "ХУМ", который превращается в пятиконечную ваджру или алмазный скипетр, отмеченный в центре слогом"ХУМ". Лучи света излучаются и поглощаются ваджрой дважды: первый раз – неся подношения Буддам и Бодхисаттвам, и второй раз - устраняя страдания всех существ. Затем ваджра превращается в одиночного Ваджрасаттву, как описано выше. Его левая нога закинута на правое бедро, а правая - спущена вниз. В его сердце – лунный диск, в центре которого стоит белый слог "ХУМ".
Представив это, говорите: "О, Гуру-Ваджрасаттва, пожалуйста, очисти меня от всех препятствий и несозревших несчастливых обстоятельств, которые должны произойти в результате совершённых мной ранее неблагих дел." Вдобавок к этому используйте четыре противодействующие силы (см выше).
Когда вы произносите стослоговую мантру, белые лучи и очищающий нектар исходят из лунного диска, слога-семени "ХУМ" и мантры в сердце Ваджрасаттвы, полностью наполняя его тело, затем переполняя его и входя в вас
_________________________________________________________________________
Если мы практикуем Ваджрасаттву в рамках практики одного из образов будд в
ануттарайога-тантре,
он предстаёт в союзе. И супруг, и супруга обычно белые, с одним лицом и двумя руками
В соответствии с контекстом нашей практики мы визуализируем ту или иную форму Ваджрасаттвы, восседающего на нашей макушке. Если нам трудно представлять детали, можно просто визуализировать сферу белого света.
Визуализация очищенияОдин из вариантов:Очищая тело, мы представляем, как свет (или свет и нектары) наполняют наше тело сверху вниз и все загрязнения покидают его через низшие отверстия, через которые мы ходим в туалет. Очищая речь, мы представляем, как свет (свет и нектары) наполняют наше тело снизу вверх, и загрязнения выходят через верхние отверстия – рот, нос, глазницы, уши.