практика
Мантра Ваджрасаттвы
Практика Ваджрасаттвы (rDo-rje sems-dpa’) – тантрическая медитация для очищения от негативной кармы.
Длинная мантра Ваджрасаттвы (санскритский вариант)
Oṃ vajrasattva, samayam anupālaya, vajrasattvatvenôpatiṣṭha, dṛḍho me bhava, sutoṣyo me
bhava, supoṣyo me bhava, anurakto me bhava, sarva-siddhim me prayaccha, sarva-karmasu ca me
cittaṃ śreyaḥ kuru hūṃ, ha ha ha ha hoḥ, bhagavan sarva-tathāgata-vajra, mā me muñca, vajrībhava mahā-samaya-sattva, āḥ |
Длинная мантра Ваджрасаттвы (санскритский вариант)
ОМ Ваджрасаттва, самаям анупаалая,
ваджрасаттватвенопатиштха,
дридхо ме бхава, сутошйо ме бхава,
супошйо ме бхава, ануракто ме бхава,
сарва сиддхим ме праяччха,
сарва-кармасу ча ме читтаМ щрияХ куру хууМ,
ха ха ха ха хоХ, бхагаван сарва-татхаагата-ваджра,
маа ме муньча, ваджриибхава махаа-самая-саттва, ааХ
Длинные гласные обозначены двумя гласными. Назализация обозначена большой буквой М. Придыхание в конце - большой буквой Х.
Санскритский текст Cтослоговой мантры:
Oṃ vajrasattva samayamanupālaya/ vajrasattvatveno-patiṣṭha/ dṛḍho me bhava/ sutoṣyo me bhava/ supoṣyo me bhava/ anurakto me bhava/ sarva siddhiṃ me prayaccha/ sarvakarmasu ca me cittaṃ śriyam kuru hūṃ/ ha ha ha ha hoḥ/ bhagavan sarvatathāgatavajra mā me muñca/ vajrī bhava mahāsamayasattva āḥ (hūṃ phaṭ) [1]!
Перевод:

Ом Ваджрасаттва, храни обязательство! Ваджрасаттва, ты прочно пребудь ради меня! Сделай меня радостным, совершенно увеличь меня, будь любящим ко мне, даруй мне все сиддхи, а также во всех деяниях мой ум сделай добродетельным! ХУМ, ХА ХА ХА ХА ХО! Бхагаван, Ваджра всех Татхагат, не оставляй меня, сделай меня ваджрным по природе, Великое существо обета, А (ХУМ ПХАТ)!

(Бем Митруев)
Буквальный перевод этой мантры таков:


Ом Ваджрасаттва, храни свою близкую связь (самайю). Сделай так, чтобы я оставался рядом с этим состоянием Ваджрасаттвы. Сделай так, чтобы я был устойчивым. Сделай так, чтобы я был счастливым. Сделай так, чтобы я был радостным. Сделай так, чтобы я был под защитой. Даруй мне все обычные достижения. Сделай все мои действия превосходными. Сделай мой ум высшим – ХУМ. ХА ХА ХА ХА ХО, Непревзойдённый Покоряющий Мастер, ваджрное состояние всех Так Ушедших. Не давай мне ослаблять [осознавание пустотности], Ваджрное Существо, существо с великим обетом. АХ, ХУМ, ПХАТ.

Источник: https://studybuddhism.com:
Длинная мантра Ваджрасаттвы (тибетский вариант)
ОМ БЕН ДЗА СА ТО СА МА Я МА НУ ПА ЛА Я
БЕН ДЗА СА ТО ТЭ НО ПА
ТИ ТХА ДРИ ДХО МЕ БХА ВА
СУ ТО КХА Ё МЕ БА ВА
СУ ПО КХА Ё МЕ БХА ВА
А НУ РАГ ТО МЕ БА ВА
САР ВА СИ ДДХИ МЕМ ТА Я ЦА
САР ВА КАР МА СУ ЦА МЕ ЦИ
ТАМ ШРИ Я КУ РУ ХУНГ
ХА ХА ХА ХА ХО БХА ГА ВАН
САР ВА ТА ТХА ГА ТА БЕНДЗА МА МЕ МЮН ЦА
БЕНДЗИ БХА ВА МА ХА СА МА Я СА ТО АХ

Краткая мантра Ваджрасаттвы (тибетская транскрипция)
ОМ ВАДЖРАСАТТВА ХУМ

Стослоговая мантра
Тибетское произношение этой мантры отличается от исходного санскритского. Одни тибетские мастера советуют своим ученикам-нетибетцам произносить мантру на тибетский манер, другие – на санскритский. Его Святейшество Далай-лама рекомендует следовать исходному санскритскому прочтению
Польза практики Ваджрасаттвы
В “Освобождении на вашей ладони” Пабонгка Ринпоче Рассказывает, что великий Атиша незамедлительно очищал любые отрицательные действия — не важно, насколько они были малы. Даже если он был на людях или ехал на лошади, стоило ему заметить изъян в своей нравственности, как он бросал все дела, вставал на одно колено и немедленно очищался с помощью четырёх противодействующих сил — силы опоры, раскаяния, лекарства и решимости.

Конечно, Атише не нужно было очищать гораздо меньшее количество отрицательной кармы, чем нам. И всё же, вот что он говорил: “Я никогда не нарушал свои обеты пратимокши; я изредка нарушал свои обеты бодхисаттвы; но что до тантрических обетов, то их нарушения подобны ливню”.

Атиша практиковал очищение таким образом, потому что обладал глубокими реализациями психологических механизмов отрицательной кармы, особенно её четырёх основных принципов: отрицательная кармы совершенно точно принесёт страдания; она возрастает во много раз; если её устранить, то она не сможет принести страдания; возникнув, она не исчезнет сама собой.

Изучая и практикуя Дхарму, мы должны прийти к уровню понимания Атиши. В то же самое время, мы должны стараться практиковать так, как это делал он.

И тогда мы сможем стать как Атиша — как только мы заметим, что нарушили обет или создали иную отрицательную карму, то очистим её с помощью четырёх противодействующих сил, не откладывая это ни на секунду.
Как выполнять практику

Источник: https://studybuddhism.com:

На каком уровне мы бы ни выполняли очистительную практику Ваджрасаттвы, нам нужно начинать каждую сессию с открытого признания (bshags-pa, «раскаяния») наших предшествующих кармических действий, а также того, что они были ошибочными и что, если мы от них не очистимся, они будут приносить нам страдания и проблемы. После этого мы применяем четыре противодействующих силы (gnyen-po’i stobs-bzhi):

  • искреннее сожаление
  • твёрдую решимость не повторять этого действия,
  • подтверждение основ нашей практики – надёжного направления и намерения бодхичитты,
  • противодействующие созидательные действия, в частности практику мантры и визуализации Ваджрасаттвы.

Чтобы медитация Ваджрасаттвы на этом уровне была практикой махаяны, она должна быть основана на намерении бодхичитты и желании устранить будущее созревание отрицательных кармических сил и склонностей в виде грубых страданий для того, чтобы мы могли лучше помогать другим.
Мантру и визуализацию Ваджрасаттвы можно практиковать независимо от того, есть ли у нас тантрическое посвящение (dbang, санскр. абхишека, «ванг») в тот или иной медитативный образ будды. И в любом из двух случаев можно практиковать Ваджрасаттву, получив или не получив последующее разрешение (rje-snang, «дженанг») Ваджрасаттвы, но нам хотя бы нужна устная передача (lung, «лунг») мантры.

Если мы практикуем Ваджрасаттву, не получив тантрического посвящения или в рамках практики одного из образов будд первых трёх классов тантры, Ваджрасаттва предстаёт в одиночной форме. Он белого цвета, с одним лицом и двумя руками. (он восседает на макушке нашей головы)

1) Если мы практикуем Ваджрасаттву без посвящения в тот или иной образ будды, то визуализируем себя в обычной форме. Вокруг себя мы представляем всех существ, у каждого из которых на голове восседает Ваджрасаттва, и все они тоже очищаются.

2) Если у нас есть посвящение то во время практики мы представляем себя в виде этого будды, но нам не нужно поддерживать сильную гордость божества (lha’i nga-rgyal). В своём сердце на лунном диске мы представляем себя сидящими в обычной форме, окружёнными всеми существами, которые тоже очищаются. Гордость божества – это чувство, что мы на самом деле являемся данным медитативным образом будды.

Представляя себя в своей обычной форме, на макушке своей головы визуализируйте слог "ПАМ". Он превращается в белый цветок лотоса, и на нем из слога "А" появляется плоский диск луны. На лунном диске стоит слог "ХУМ", который превращается в пятиконечную ваджру или алмазный скипетр, отмеченный в центре слогом"ХУМ". Лучи света излучаются и поглощаются ваджрой дважды: первый раз – неся подношения Буддам и Бодхисаттвам, и второй раз - устраняя страдания всех существ. Затем ваджра превращается в одиночного Ваджрасаттву, как описано выше. Его левая нога закинута на правое бедро, а правая - спущена вниз. В его сердце – лунный диск, в центре которого стоит белый слог "ХУМ".
Представив это, говорите: "О, Гуру-Ваджрасаттва, пожалуйста, очисти меня от всех препятствий и несозревших несчастливых обстоятельств, которые должны произойти в результате совершённых мной ранее неблагих дел." Вдобавок к этому используйте четыре противодействующие силы (см выше).
Когда вы произносите стослоговую мантру, белые лучи и очищающий нектар исходят из лунного диска, слога-семени "ХУМ" и мантры в сердце Ваджрасаттвы, полностью наполняя его тело, затем переполняя его и входя в вас
_________________________________________________________________________
Если мы практикуем Ваджрасаттву в рамках практики одного из образов будд в ануттарайога-тантре, он предстаёт в союзе. И супруг, и супруга обычно белые, с одним лицом и двумя руками
В соответствии с контекстом нашей практики мы визуализируем ту или иную форму Ваджрасаттвы, восседающего на нашей макушке. Если нам трудно представлять детали, можно просто визуализировать сферу белого света.

Визуализация очищения

Один из вариантов:
Очищая тело, мы представляем, как свет (или свет и нектары) наполняют наше тело сверху вниз и все загрязнения покидают его через низшие отверстия, через которые мы ходим в туалет. Очищая речь, мы представляем, как свет (свет и нектары) наполняют наше тело снизу вверх, и загрязнения выходят через верхние отверстия – рот, нос, глазницы, уши.


Как выполнять практику в аннтура-йога тантре

Из садханы ОДИНОЧНОГО ГЕРОЯ ВАДЖРАБХАЙРАВЫ:


МЕДИТАЦИЯ ВАДЖРАСАТТВЫ
Я принимаю прибежище в Трёх Драгоценностях.
Я освобожу всех живых существ
И приведу их к состоянию просветления.
Я разовью священную, несравненную бодхичитту. (3X)

На макушке моей головы из ПАМ появляется лотос, на вершине которого из Ах появляется лунный диск, на вершине которого из ХУМ появляется пятиконечная белая ваджра, ступица которой отмечена ХУМ, из которого исходят лучи света и собираются вместе, превращаясь в Ваджрасаттву с телом белого цвета, с одним лицом и двумя руками, держащего ваджру и колокольчик и обнимающего супругу Королеву Царства Ваджры, белую, с одним лицом и двумя руками, держащую тесак и чашу из черепа. Оба украшены шёлковыми шарфами и различными драгоценными украшениями. Владыка сидит в позе ваджры, и из белого ХУМ на лунном диске в его сердце исходят лучи света, призывая существ мудрости, которые подобны им самим.

ДЖАх ХУМ БАМ ХОх.
Они становятся недвойственными.

Снова из ХУМ в его сердце исходят лучи света, призывая божеств посвящения. «О, все Татхагаты-Будды, пожалуйста, даруйте ему посвящение». Услышав такую просьбу, они поднимают вазы, наполненные нектаром изначального осознания, и даруют посвящение, произнося:

«ОМ САРВА ТАТхАГАТА АБхИ ШЕКАТА САМАЙЯ ШРИЕ ХУМ»

Тело Ваджрасаттвы наполняется нектаром изначального осознания, и его голову венчает Акшобхья.

«О Бхагаван Ваджрасаттва, я прошу тебя очистить и оградить меня и всех живых существ от наших негативных качеств и препятствий, а также от нарушенных нами обетов самайи».

После такой молитвы из слога ХУМ в его сердце исходят лучи света, которые очищают всех живых существ и делают подношения, чтобы порадовать будд, их Сыновей и Дочерей. Все их хорошие качества собираются вместе в форме света, который растворяется в ХУМ в его сердце, благодаря чему его сияние, сила и мощь становятся возвышенными.

ОМ ВАДЖРА САТТВА САМАЙЯ МАНУ ПАЛАЙЯ ВАДЖРА САТТВА ТВЕНО ПАТИШТА, ДРИДхО МЕ БхАВА, СУТОШЬЁ МЕ БхАВА, СУПОШЬЁ МЕ БхАВА, АНУРАКТО МЕ БхАВА, САРВА СИДДхИ МЕ ПРАЯЧЧА, САРВА КАРМА СУЧА МЕ, ЧИТТАМ ШРИЯМ КУРУ ХУМ, ХА ХА ХА ХА ХОх, БхАГАВАН САРВА ТАТхАГАТА, ВАДЖРА МА МЕ МУНЧА, ВАДЖРА БхАВА, МАХА САМАЙЯ САТТВА Ах ХУМ ПхАТ (21x)

Из-за неведения и заблуждения я нарушал свои слова чести и позволил им ослабнуть. Я принимаю прибежище в тебе, о Гуру-защитник. Я принимаю прибежище в тебе, высший держатель Ваджры, Владыка существ с природой великого сострадания.

Ваджрасаттва говорит: «О дитя моей семьи, ты очистился и освободился от всех своих негативных качеств и препятствий, а также от своих нарушенных обетов самайи».

Затем он растворяется во мне, и мои трое врат становятся неотделимы от тела, речи и ума Ваджрасаттвы.


Визуализация очищения

Один из вариантов:
Очищая тело, мы представляем, как свет (или свет и нектары) наполняют наше тело сверху вниз и все загрязнения покидают его через низшие отверстия, через которые мы ходим в туалет. Очищая речь, мы представляем, как свет (свет и нектары) наполняют наше тело снизу вверх, и загрязнения выходят через верхние отверстия – рот, нос, глазницы, уши.