Иога сновидений* :
Йога сна выполняется либо рано утром, либо поздней ночью, одна пока сессия.
И для этого мы перед сном, перед тем как отойти ко сну, выполняем практику туммо, то есть мы приводим свои мужские и женские энергии в совершенный баланс, и это делает такое пробуждение во сне более возможным.
Ну, Лама Сопа всегда сидел вертикально, выполняя такую йогу сна. Лама Еше, наоборот, всегда лежал. То есть это выбор за практиком. Но если вы ложитесь, то лежать нужно на правом боку в позе спящего Будды, и специально прикрывать рукой ноздри так, чтобы воздух проходил через левую ноздрю.
Ну, и наступает
растворение элементов.
Белая капля опускается в сердце вниз, красная капля снизу поднимается в сердце вверх. Вместе они смешиваются и растворяются, и наступает сияющая тьма, из которой уже появляется ясный свет, и выполняется практика туммо растворения и централизации грубых и тонких четырёх элементов, четырёх энергий. И дальше возникает такое бесформенное сияние, или сияние без содержания. И то есть как предварительное условие для выполнения йоги сна, получается, что мы порождаем такой расслабленный сияющий не потревоженный ничем ум.
После того, как мы выполнили эти предварительные условия, мы ложимся на бок. Но мы не сразу засыпаем, у нас пока глубокая медитация. То есть мы делаем свою практику как обычно. И после этого мы переносим своё внимание на горло, где находятся солнечный диск с красным ОМ, и из этого ОМ излучается красный свет, он доходит до Гуру Ваджрадары. Мы представляем Гуру Ваджрадару с супругой, и вокруг него расположены все остальные Гуру всей линии передачи. И мы обращаемся с сильной просьбой: «Я буду учиться Йоге сновидений, прошу вас вдохновить меня на то, чтобы пробудить эти способности в себе «чинлаб». И тогда из ОМ излучается этот свет, и затем с ним возвращаются обратно бодхисаттвы, и красный свет растворяется в этом ОМ. И как мы уже несколько минут назад говорили, капля в короне отвечает за пробуждённое состояние, бодрствующее состояние, капля в горле – за сон со сновидениями, капля в сердце – за сон без сновидений, и капля в пупке – это блаженство.
Поскольку мы перед сном направляем наше внимание на ОМ в горле, то куда следует ум, туда же следуют и капли. И это очень сильно предрасполагает наш ум, наше сознание ко сну со сновидениями. То есть сновидения будут сильными благодаря такой визуализации. И мы просто позволяем тому осознанию, которое мы получили на подушке для медитации, войти в наше состояние сновидения. То есть наши энергии втекают в ОМ, стоящем на красном солнце, и мы как бы выскальзываем из состояния бодрствования и оказываемся в промежуточном состоянии бардо сновидения.
И это первый этап Йоги сна, когда мы учимся засыпать осознанно и учимся выскальзывать из состояния бодрствования, ускользать в сновидения осознанно. Точно так же, как проще воспринять гору, чем пустоту горы. Точно так же легче воспринять сон, сновидения, форму, чем пустоту, то есть, другими словами, чем ум ясного света.
И, таким образом, наш начальный этап обучения – это мы учимся осознанно засыпать и быть осознанными в сновидении, присутствовать, то есть мы осознаём, что мы воспринимаем в течение всей ночи. И затем, когда мы просыпаемся, мы также осознанны, мы помним, что нам приснилось, мы осознаём эти сны. И это для нас также ясно, как то, что мы будем есть на завтрак, с кем мы будем в дальнейшем говорить, как всё то, как мы будем дальше действовать в состоянии бодрствования. Таким образом, наша способность должна принести нам также и пользу, то есть мы должны извлечь максимальную пользу от сновидения.
"Ну и, когда в середине 70-х мы учились Йоге сна в Дхарамсале, нам советовал Еше Даргье отходить ко сну в 10-10:30 вечера, затем спать 5-6 часов и просыпаться в 3:30 – 4:00 часа и делать практику туммо. И спать рекомендовалось, ну если мы спим на матрасе, то этот матрас должен находиться в каком-то непривычном месте вашего дома, не в том месте, где вы спите обычно, или если это будет бокс".