“
«Есть девятичастное очищение ветров, его ещё называют йогой девяти ветров. Действительно ли эта практика связана с тантрой? Это весьма сомнительно. Йогу девяти ветров выполняют следующим образом. Сначала мы вдыхаем через правую ноздрю, выдыхаем через левую, делаем этот цикл три раза, затем вдыхаем через левую, выдыхаем через правую, также повторяем это три раза, затем вдыхаем через обе ноздри, и затем через обе же и выдыхаем, таким образом получается девять. Эта йога предваряет основную нашу практику — практику добродетелей.
Наш ум в своей повседневной деятельности сильно подвержен клешам. Он устроен так, что не способен испытывать две противоположные эмоции одновременно относительно одного и того же объекта. Мы одновременно не можем испытывать ненависть и любовь к одному и тому же объекту. Для того, чтобы породить добродетельную мотивацию и устранить воздействие клеш, нам необходимо добиться промежуточного, нейтрального состояния, именно с этим связаны подготовительные практики. Занимаясь практиками, связанными с дыханием, мы наблюдаем за своим дыханием: «вот я выдыхаю, вот я вдыхаю»,- это один цикл. Постепенно мы можем считать эти циклы, можем доводить до какого-то количества, и в этом процессе наши возбужденные эмоции, омрачения или страсти, постепенно должны утихомириться. Мы должны добиться нейтрального состояния ума, и уже из этого состояния нам будет гораздо легче развить в себе какие-то добродетельные мотивации, добродетельные установки.
Если мы испытываем очень сильные отрицательные эмоции, то мы можем не считать количество вдохов-выдохов, а просто наблюдать за своим дыханием, вдохами и выдохами до тех пор, пока мы не добьемся успокоения отрицательных эмоций. Либо совершая практику девяти ветров, либо практику вдохов-выдохов.»
Дорджечанг Еше Лодой Ринпоче
Комментарий к практике осуществления безмятежности. Улан-Удэ, Издательство дацана «Ринпоче Багша», 2010.