практика
САМАИ ПЯТИ СЕМЕЙСТВ БУДД


САМАИ ПЯТИ СЕМЕЙСТВ БУДД

I. Краткое изложение:

Согласно общему объяснению, существуют пять самай, относящихся к пяти семействам Будд.

Относительное объяснение этих самай является общим, тогда как их окончательное, определённое понимание относится к категории необычного. Здесь особое внимание уделяется практике бодхичитты устремления и бодхичитты применения, а также трём видам нравственности, которые являются основой пути Махаяны. Таким образом, эти самаи считаются общими.

Хотя все последователи Ваджраяны обязаны соблюдать самаи пяти семейств Будд, особенно важно тщательно придерживаться самаи семейства собственного идама.

II. Расширенное объяснение:

Практика будда-семейства: заключается в развитии бодхичитты устремления, бодхичитты применения и трёх нравственностей. Практика семейства Ваджры: включает использование ваджры, колокольчика, выполнение мудры и опору на учителя (ламу). Практика семейства Ратны: заключается в даровании материальных благ, Дхармы, устранении страха и проявлении любви. Практика семейства Падмы: включает соблюдение обетов трёх внешних, внутренних и тайных колесниц (ян). Практика семейства Кармы: состоит из подношений, торма (bali) и последовательных стадий активности.

1. Самаи семейства Будды (семейства Будды Вайрочаны):

Практика включает развитие бодхичитты стремления и бодхичитты применения, соблюдение трёх видов нравственности и тренировки в практике Прибежища.

Скрытый смысл: Три Драгоценности распознаются как изначально чистая природа пробуждённого ума, который неразделим с пустотностью, блаженством и естественным состоянием ума. Владыкой этого семейства является Будда Вайрочана, а само семейство связано преимущественно с телом.
Именно тело служит опорой для всех реализаций и является основой для благих качеств, возникающих благодаря чистой нравственности.
Поэтому прибежище принимается в этом физическом аспекте.

2. Самаи семейства Ваджры (семейства Будды Акшобхьи):

Практика включает сохранение ритуальных объектов ваджры и колокольчика, осознание своей природы как божества и выполнение великой мудры.

Скрытый смысл: Ваджра символизирует метод, исполнение желаемого (мужской аспект), а колокольчик — мудрость (женский аспект). Мудра представляет их союз. Когда в результате внутреннего жара белая и красная бодхичитты смешиваются, переживается неизменное великое блаженство, неразделимое с пустотой. Это переживание недвойственной изначальной мудрости — великая мудра.
Практикующий должен проявлять величайшее уважение к Ламе, который открывает природу ума такой, как она есть. Семейство Ваджры связано преимущественно с умом, природа которого символизируется внешними объектами (ваджра и колокол) и тайным союзом метода и мудрости.

3. Самаи семейства Ратны (семейства Будды Ратнасамбхавы):

Практика включает четыре вида щедрости: дарение материальных благ, учения Дхармы, устранение страха и дарение великой любви. Эти четыре аспекта должны практиковаться шесть раз в день и ночью.

Скрытый смысл: В процессе практики, когда внутренний жар плавит белую бодхичитту, её нисхождение и восхождение через основные каналы приводит к переживанию четырёх блаженств, что считается выражением щедрости изначальной мудрости. Будда Ратнасамбхава является источником всех благих качеств, а потому это семейство называют семейством драгоценности.

4. Самаи семейства Падмы (семейства Будды Амитабхи):

Практика включает соблюдение обетов трёх внешних путей (Шравакаяны, Пратьекабуддаяны и Бодхисаттваяны), а также трёх внутренних тантр.

Скрытый смысл: Посредством удержания жизненного ветра в центральном канале достигается непрерывная, не затруднённая ничем речь Просветления. Будда Амитабха олицетворяет речь как сущность семейства лотоса. Более того, сама Дхарма по своей природе — это речь.

5. Самаи семейства Кармы (семейства Будды Амогхасиддхи):

Практика включает сохранение всех ранее упомянутых самаи, регулярные внешние, внутренние и тайные подношения, ритуалы торма и огненные ритуалы, а также активацию четырёх кармических активностей.

Скрытый смысл: Все обеты запечатываются в недвойственном союзе, и через блаженство нисхождения бодхичитты все божества, пребывающие в совокупностях, элементах и органах практикующего, удовлетворяются этими подношениями. Будда Амогхасиддхи является сущностью всех кармических активностей, а действие составляет основу самаи этого семейства.

«Perfect conduct: ascertaining the three vows» / Ngari Panchen Pema Wangyi Gyalpo / with commentary by Dudjom Rinpoche